Проблема взаимосвязи основных характеристик полового самосознания - полоролевых качеств с особенностями психологического здоровья личности несёт в себе актуальность для современных исследований клинической психологии. Современные исследования в клинической психологии показывают, что нарушение половой идентичности является тонким индикатором нарушений, как психологического здоровья, так и социальной адаптации.
Специфика эмоциональных расстройств имеет корреляции с биологическим полом индивидуума и чаще выявляется у женщин (Е.П. Ильин 2002; Аngold 1991, И.В. Грошев 2001). Существует определённая специфика протекания депрессии соответственно возрастным особенностям. У мальчиков-подростков и юношей депрессия сопровождается срывами, а у девочек и девушек – анорексией и булимией. Переживание школьниками депрессии средней и тяжёлой степени чаще наблюдается у девочек, чем у мальчиков, причём наибольшая депрессивность у школьниц наблюдается начиная с шестнадцатилетнего возраста.
Проблематику эмоциональных нарушений исследователи рассматривают также в связи с особенностями психологического пола (спецификой полового самосознания).
В настоящее время существуют различные модели половой идентичности, объясняющие вклад этой структуры в психическое здоровье.
Ранние исследователи психологии пола отдавали предпочтениям биполярной модели маскулинности/фемининности, в которой выраженность маскулинных черт для мужчины и фемининных для женщин - отражает наибольшую психологическую адаптированность. В 80 годах был сделан вывод о том, что существует сильная положительная связь между маскулинными качествами и психическим здоровьем (R.E. Ingram 1988). В начале 70-х годов биполярная модель была пересмотрена в концепции андрогинии S.Bem. Было предположено, что индивид, обладающий андрогинными качествами более гибок в пределах полоролевого поведения.
Таким образом, кроме биологических детерминант пола, выделяются психологические особенности полового самосознания (маскулинные, фемининные, андрогинные качества), неодинаково влияющие на эмоциональные нарушения.
Мы предположили, что склонность девушек к депрессии связана не только с биологическими характеристиками пола, но и с особенностями полового самосознания.
Предметом настоящего исследования выступила основная составляющая полового самосознания - полоролевая идентичность девушек. Объект исследования: 52 испытуемых женского пола (средний возраст 16,5 лет), которые являлись ученицами 11-х классов общеобразовательной школы № 15 г. Электросталь.
В ходе исследования особенностей полового самосознания испытуемые разделились на 3 группы на основе доминирующего типа полоролевой идентичности: 1) группа с доминированием андрогинных качеств в половом самосознании (21 человек); 2) группа с доминированием маскулинных качеств (10 человек); 3) группа с доминированием фемининных качеств в структуре полового самосознания (21 человек).
Методы: Методика «МиФ» (маскулиность и фемининность)(Bem S., 1974; Бессонова Т.Л., 1994; Дворянчиков Н.В., Герасимов А.В., Ткаченко А.А., 1997); Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова (Жмуров В.А., 1994).
Результаты: Группа девушек с фемининным типом полоролевой идентичности не обнаруживает признаков депрессии, группа с андрогинным типом полоролевой идентичности показывает минимальную степень выраженности депрессии, группа маскулинного типа выявляет лёгкую депрессивность. По полученным результатам можно заключить, что нарастание депрессивности у девушек-старшеклассниц идет с увеличением маскулинных качеств в структуре полового самосознания.
Полученные данные не согласуются с устоявшимися взглядами зарубежных исследователей, считавшими высокую маскулинность залогом психического здоровья как у мужчин, так и у женщин. При этом результаты скорее соотносятся с ранними исследованиями психологии пола в рамках биполярной модели маскулинности/фемининности, в соответствии с которой выраженность маскулинных черт для мужчины и фемининных для женщин - отражает наибольшую психологическую адаптированность.
Обсуждая полученные данные, следует также учитывать актуальную ситуацию старшеклассниц, которая определяется средовыми (социальными) требованиями к положению учащейся выпускного класса. Учебная деятельность учениц старших классов сопровождается большой психической напряжённостью, что согласуется с данными А.Н. Горшковой (1999), которая отмечает, что к концу учебного периода в школе состояние у девочек значительно хуже, чем у мальчиков.
Специфика указанной ситуации требует от учащейся проявления самостоятельности в выборе дальнейшего жизненного и профессионального пути, повышенной самостоятельности, активности, решительности, уверенности и настойчивости (т.е. маскулинных качеств). Девушки-старшеклассницы вынуждены соответствовать предъявляемым им социальным требованиям, и наращивают маскулинные качества, пытаясь обрести социально желаемый образец успешного поведения. Полностью не оформившиеся паттерны полоролевого поведения в социуме и сигналы, исходящие из психофизиологических особенностей пола, создают у старшеклассниц чувство эмоционального дискомфорта, проявляющегося в повышенной склонности к депрессивным проявлениям.
Источник: http://www.sexroles.ru; авторы: С.С. Носов, Н.В. Дворянчиков, Л.П. Копылова, Московский Государственный Открытый Педагогический Университет им. М.А. Шолохова. |