Годовалому малышу домашняя работа, такая скучная для школьника, кажется очень интересным занятием. Например, в этом возрасте дети любят заниматься "вытряхиванием" ящиков, тумбочек и коробок, вынимать оттуда разные вещи. Воспользуйтесь этим! Поручите ребенку разобрать сумку, принесенную из булочной: хлеб - в хлебницу, конфеты - в вазу, крупу - в ящик.
Но это далеко не все. Годовалый малыш может успешно выполнять следующие нехитрые поручения: протирать тряпкой пыль, ходить по кухне с веником - подметать, поливать из детской лейки цветок на подоконнике и многое другое. Главное - будьте снисходительны: он же учится!
Каждая мама знает, что с рождением ребенка процесс приготовления еды становится бесконечным, ведь малышу надо подавать на стол только самое свежее, самое вкусное, да еще и сваренное на пару. Чем же занять его, пока мама стоит у плиты? Можно, например, дать две кастрюли разного размера и две крышки к ним. Подобрать нужную крышку - непростая задача, ведь для этого нужно сообразить, чем большое отличается от маленького. После того, как решение будет найдено, усложните задание: дайте ему две кастрюли и три крышки. Интересно, какое применение лишней детали он найдет? Если рядом лежит половник, то у крышки есть все шансы превратиться в барабан. Привлекайте ребенка к приготовлению еды: он уже вполне способен почистить яйцо или банан. Это занятие не только высвободит для мамы несколько минут, но и станет хорошим упражнением для развития мелкой моторики ребенка.
Полтора года - это время, когда малыш начинает активно подражать взрослым. Ему интересно не только пощупать предмет и попробовать его на зуб. Начинают возникать первые вопросы "зачем" и "почему", и совсем скоро появится гордое слово САМ. Поэтому "сам" уже помогает маме накрывать на стол. Ему пока не доверяют "стекло", зато ложки и вилки он раскладывает с большим удовольствием. В это время малыша можно познакомить с названиями цветов, для чего подойдут разноцветные бумажные салфетки. Пусть у каждого члена семьи будет свой цвет: папе - синюю салфетку, маме - белую, а себе - красную.
Ручки двухлетнего ребенка уже достаточно развиты для того, чтобы помыть посуду. Плескаться в воде - одно из любимейших занятий в этом возрасте. Поставьте рядом с раковиной табуретку и дайте малышу самому вымыть пластмассовую тарелку или ложку. А потом предложите перелить воду из одной чашки в другую. Такое занятие является наглядным уроком для понимания, что такое "часть" и что такое "целое". Чтобы наполнить большую чашку, туда надо налить целых две маленьких, а вот для маленькой чашки достаточно всего половины большой! Не забудьте о безопасности: уберите на время средства для мытья посуды на верхнюю полку!
В возрасте двух лет дети с удовольствием играют с тестом. Из него можно не только лепить забавные фигурки, но и поедать их! Для первых кулинарных экспериментов можно выбрать несложный рецепт, например, печенье из муки, сахара и яиц. Мама покажет, как правильно взбивать яйца и отмерять количество продуктов. Первый урок математики прост: сначала сосчитаем до трех и положим три ложки сахара, а потом до пяти и добавим пять ложек муки.
А теперь "порисуем" без красок! Возьмем плотный лист картона, тонко раскатаем по нему пластилин и дадим ребенку несколько видов крупы. Из риса, гречки и фасоли можно сделать настоящее панно: на картоне появятся дорожки, домик и солнышко. А работа с мелкими зернышками сделает пальчики ловкими и поможет развитию речи.
В два с половиной года ребенку можно показать, как пользоваться ножом. Правда, нож должен быть пластмассовым, таким тоже можно разрезать кусочек хлеба или тонкий ломтик яблока. Главное, чтобы все было по-настоящему.
В этом же возрасте малыш может сам заботиться о порядке в своей комнате. Поставьте в детской комнате стеллаж, чтобы у всех игрушек было свое место. Расскажите, как надо правильно их раскладывать, например, карандаши и бумагу - на верхнюю полку, кубики - на среднюю, машины - в гараж внизу, а потерянный две недели назад носок - в шкафчик с одеждой. Скучный процесс собирания игрушек можно превратить в увлекательную игру: озорные машинки разбежались в разные стороны и никак не слушаются маму. Как же их собрать? Посмотри-ка, плюшевый мишка заблудился и плачет: "Маша, помоги мне найти дорогу домой!" Первое время заниматься этим полезным делом надо вместе. Ведь ребенок искренне не понимает, почему большая куча игрушек посреди комнаты - это плохо.
Постепенно домашние обязанности, поначалу напоминающие веселую игру, становятся привычкой. Рано или поздно ребенок сам подберет паровоз и отнесет его на место, а став взрослым, не станет разбрасывать свои вещи по всем комнатам. И маме не придется жаловаться на то, что он - неряха и лентяй, который никак не желает помогать по дому. Она с гордостью скажет: "Он у меня такой умница!"
|