Лучше бы его не было!
Понять причины появления у ребенка чувства ревности к младшему можно, лишь разобравшись в другой проблеме: каким образом старшему ребенку удается манипулировать собственными родителями?
Как известно, новорожденному требуется постоянная забота и уход. Так уж устроено природой, что осуществление этого ухода, как правило, приятно родителям. В том числе и потому, что подчас их привлекает "позиция сильного" и даже ощущение определенного господства над ребенком. Но увы, очень часто взрослые члены семьи искренне считают, что малышу, кроме еды и сухих пеленок, больше и не надо ничего.
Самый большой голод, испытываемый маленьким ребенком - информационный. Ведь в комнате малыша чаще всего не звонит телефон, не работает телевизор, не появляются гости. И в итоге ребенок привыкает воспринимать окружающий мир только через собственных родителей: они становятся его главной связью с внешней средой. Такой ребенок долго не может стать самостоятельным и в любой трудной ситуации призывает родителей на помощь. А те, ведомые слепой любовью (порой вперемешку с желанием безраздельно господствовать над отпрыском), зачастую сознательно ограждают ребенка от самостоятельности. И, постоянно контролируя свое чадо, они оказываются в зависимости от него, не имея возможности отойти от собственного дитяти ни на шаг. Родители полностью лишаются какой-либо личной жизни: все в их существовании полностью подчинено ребенку! Таким образом, власть в семье переходит к ребенку, который начинает распоряжаться действиями взрослых.
К тому же при постоянной опеке ребенок растет избалованным. И ощутимым рычагом управления старшими для него становятся капризы и истерики - как средство обратить на себя внимание и принудить взрослых к выгодным для себя действиям. А те тут же спешат удовлетворить его каприз, лишь бы обожаемое дитятко "не расстраивалось"... Таким образом, ребенок быстро учится активно манипулировать взрослыми, нарабатывая свои методы влияния на них. И вот в один прекрасный день взрослые спохватываются и говорят: "Надо нам завести еще ребенка, а то вырастим эгоиста..." Если такие мысли пришли в голову - можно с уверенностью сказать: эгоист, точнее, эгоцентрист уже вырос. И порой родители сами не осознают того, что, решив родить второго, они таким образом просто пытаются сбежать от диктата их старшенького...
Однако, если ребенок и не проявляет пока эгоцентристских наклонностей, при информационном голоде он не умеет занять сам себя. Более того, любая встреча с окружающим миром вызывает у него страх. В результате такому ребенку постоянно требуется родительское внимание, и он просто вынужден манипулировать взрослыми, держа их постоянно около себя. И когда появляется второй и все внимание папы и мамы целиком уделяется новорожденному - вот тут-то старший ребенок чувствует, что потерял возможность распоряжаться родителями. И начинает проявлять агрессию, направленную на малыша.
Как же быть? Прежде всего - изначально научитесь давать ребенку некоторую самостоятельность. Даже младенца необязательно все время держать под надзором. Ребенку прежде всего нужно научиться существовать в этом мире без излишней опеки взрослых. При этом на пользу пойдет любое разумное общение с миром взрослых. А вот отсутствие информации об окружающей жизни может повлечь за собой не самые приятные последствия.
"Моему ребенку 9 месяцев. Он очень любит смотреть по телевизору рекламу. Буквально замирает и забывает про то, чем занимался в данный момент. Почему реклама, а не мультфильмы или кинофильмы так действует на него?"
Инна, 28 лет
Сразу хочу успокоить вас: ваш ребенок смотрит рекламу не потому, что хочет попросить у вас что-нибудь из увиденного, как только заговорит. Причина его влечения к рекламе вовсе не в этом.
Во-первых, у ребенка в девять месяцев очень слабая фиксация внимания: он не способен увлечься чем-то на длительное время, например на 3-5 минут. Любую игрушку он бросит через полминуты, чтобы заняться чем-то еще. Никакой мультик или тем более фильм не длится столь короткое время. А вот рекламные ролики, наоборот, как раз продолжаются около двадцати-тридцати секунд. Затем картинка меняется, и в то же время переключается и внимание ребенка. 0т таких коротких сюжетиков ребенок не устает, и они ему не надоедают.
Во-вторых, в рекламных роликах практически всегда присутствует высокая динамика - действие развивается активно, персонажи постоянно движутся, производя различные действия. Ваш ребенок еще не понимает смысла рекламного текста, но с большим удовольствием следит за этими движениями, как котенок за фантиком на ниточке. А мультики и тем более кинофильмы мало чем могут его занять: ему пока не интересны ни развитие сюжета, ни взаимоотношения героев. Ведь большинство мультфильмов все же рассчитаны на детей, уже умеющих говорить.
В-третьих, у вашего ребенка еще нет конкретных сведений об окружающем мире. Он не знает, кто такие собачка, зайчик, медвежонок - основные герои мультфильмов, не говоря уж о черепашках-ниндзя или роботах. За свои девять месяцев он наверняка еще ни разу не видел ни зайчиков, ни медвежат, и для него это - лишь абстрактные цветные пятна. Именно реклама для него более жизненна, в ней участвуют известные ему люди (мужчина, женщина, старушка, ребенок) и вещи (пылесос, телевизор или... памперсы). И даже если в ролике попадается собака или кошка - это ведь живая собака и кошка, а не нарисованные аналоги.
В-четвертых, рекламные ролики, как правило, снимаются на высококачественных носителях, к тому же они довольно красочные и контрастные. И это не в последнюю очередь привлекает внимание ребенка. Немногие мультики, а тем более кинофильмы, могут похвастаться этими качествами...
Что же получается: неужели ребенок просто обречен смотреть рекламу? Вовсе нет. Когда он станет старше, узнает различные образы и понятия, даст им вербальные (речевые) обозначения, тогда его начнет интересовать мир мультфильмов. А пока не стоит волноваться. Реклама для младенца скорее полезна, чем вредна. Но польза ее лишь в том, что рекламный ролик в какой-то степени утоляет тот информационный голод, который создается у девятимесячного ребенка. Ведь у нас не принято "такого маленького" привлекать к интенсивному общению с людьми и тем более с животными. Ребенок большую часть дня существует в манеже с игрушками и видит в основном маму, папу или прочих домочадцев. В лучшем случае в доме есть собака или кошка. Однако ребенку уже требуется большее количество общения с миром. Именно в это время начинается активное познание. И рекламные ролики на этом этапе как раз и дают хоть какую- то возможность этого познания.
Однако хочу заметить, что настоящая, профессионально сделанная реклама должна восприниматься зрителями на уровне бессознательного и действовать по принципу нейролингвистического программирования (НЛП). И неизвестно, какое воздействие окажет профессионально сделанный ролик на хрупкое бессознательное маленького ребенка и как это скажется в будущем. Но, к счастью маленьких российских граждан, практически вся наша реклама не построена по принципам НЛП и такого воздействия не оказывает. От этого она менее эффективна, но сейчас не об этом речь. Западные же профессиональные ролики не могут действовать на русского зрителя со всей задуманной мощью: ведь большую роль при воздействии на основе НЛП играет связь картинки с текстом, а текст заграничной рекламы сделан в расчете на другую языковую культуру... В переводе, разумеется, воздействие намного ослабевает за счет потери связи, построенной по законам НЛП. Таким образом, около 98% идущей у нас рекламы практически никак на бессознательное не влияет.
Однако неискушенный зритель не в состоянии определить, в какой степени в том или ином ролике действуют приемы НЛП. Поэтому сложно ограждать ребенка от оставшихся 2% "действующей" рекламы. И единственный способ все же уберечь дитя от нежелательных воздействий - постараться просмотр ребенком рекламы ограничить.
Но запретить - это еще не выход. Заполните информационный вакуум ребенка активным общением с окружающим миром, познанием новых образов, встречами с новыми людьми, развивающими играми... Ребенок, не страдающий информационным голодом, рекламой не увлекается. Такие дети практически не обращают внимания на рекламу - даже если на экране видят игрушки или памперсы.
Но каким же образом дитяти общаться с окружающим миром? Да в принципе так же, как и взрослому, только в чуть меньших количествах. Ребенка, даже маленького, вполне допускается брать в гости (если не возражают хозяева), в магазин, а то и по делам, если возникнет нужда. Не отказывайтесь ради ребенка от собственной жизни, не ограждайте от реальной действительности и его. Более того, если вы сумеете относиться к старшему ребенку как к помощнику, - он будет ощущать себя более взрослым и сильным. И вы можете спокойно заняться малышом.
Источник: http://www.naritsyn.ru, Нарицын Н.Н., врач-психотерапевт, психоаналитик, книга 1-й серии "Доверительный разговор": "психология счастья" |