Кормить или не кормить новорожденного малыша грудью? Нет сомнений, что большинство будущих и настоящих мам ответят: “Да, конечно! Ведь материнское молоко – это самое лучшее питание для новорожденного крохи!”.
Да, на сегодняшний день все больше и больше мам стремятся к грудному вскармливанию. Это радует. Ведь кормление грудью - это не только натуральное питание новорожденного, которое обеспечивает ему начало жизни без болезней и хорошее развитие его сил и ума. Это - воспитание привязанного, любовного, доверительного и нежного отношения к самому дорогому и родному человеку на свете – к маме! Чуть позже – к окружающим его людям, обществу. Удивительно, но ученые-психологи давно установили, что именно в этом возрасте и в этот момент, в младенце - девочке идет закладка и воспитание самого главного инстинкта - материнского инстинкта, который (как оказалось) не является врожденным!
Вы не знакомы с опытами биологов и психологов на эту тему? Супруги-ученые Харлоу и Суоми провели ряд интересных опытов с детенышами обезьян. Они пытались найти у обезьянок тот возраст, когда они легче всего поддаются дрессировке. Для этого, детенышей отлучали от матерей для проведения опытов. Но для маленьких обезьянок каждое такое расставание с матерью становилось трагедией: они не только плохо обучались, но и останавливались в своем психическом развитии. Пришлось начать новый эксперимент, в котором детенышей отбирали у матерей сразу после рождения. Новорожденных малышей помещали в отдельные комнаты и в каждой ставили кресло с мохнатой обивкой, похожей на шерсть матери. В спинке кресла была укреплена бутылка с соской, куда наливали молоко. Обучению и опытам ученых мамы детенышей теперь не мешали, и все шло успешно, но когда кресло вдруг уносили из комнаты, то маленькая обезьянка ложилась на пол, туда, где оно стояло, и, казалось, горько плакала, схватившись за голову обеими лапками. Стоило же вернуть кресло на место, как она прыгала на него, крепко впивалась в мохнатую обшивку и долго не покидала его, словно боясь новой разлуки. Закончив эксперимент, подросших без мам обезьянок выпустили в общее стадо. Шло время, но они, в отличие от всех других самок, не давали потомства. Почему? Этих молодых обезьянок взяли из стада и рассадили в отдельные клетки с самцами. Но здесь, как и в стаде, они не давали потомства, и только искусственное оплодотворение позволило им родить детенышей. Но материнский инстинкт в них так и не пробудился. Одна оторвала руку своему новорожденному, вторая раскусила голову, как кокосовый орех.
Именно благодаря таким страшным опытам ученые доказали, что нет более бесчеловечного момента, чем раннее отлучение от материнской ласки и груди новорожденного ребенка! Нет сомнений и в том, что чем раньше ребенок будет отлучен от груди, тем больше у него шансов стать менее контактным, более холодным к другим людям, более одиноким. Ни одна мать в животном мире, не бросит своего малыша сразу после рождения и тем более, не откажется от его вскармливания своим молоком. Горько и обидно, что в человеческом мире это возможно.
Известная французская исследовательница Марсель Же Бер в 1956г изучала развитие африканских детей в Уганде. К своему удивлению она обнаружила, что в первые годы жизни маленькие африканцы из бедных семей обгоняют европейских детей в физическом и психическом развитии. Чем младше был ребенок, тем разрыв в показателях больше! Почему? Не раз задавала такой вопрос Марсель Же Бер. Причина оказалась банальна. Дело в том, что африканская мать воспитывает своего малыша по-иному, чем француженка или американка. Вы обращали внимание на репортажи из Африканских стран? Где чаще всего находится малыш у мамы-африканки? На руках, рядом, в коляске или за спиной? С первых дней жизни ребенок сидит на спине у матери, прочно привязанный куском материи (на современном языке – слинг, который очень активно сейчас входит и в нашу жизнь. Слинг уже можно купить и в современном магазине). Где бы ни была мать, с кем бы ни говорила, ребенок всегда с ней рядом, всегда вместе с мамой! Конечно, кроха еще не очень активен, но наблюдает за окружающим с большим интересом! А самое главное – это грудь матери, источник жизни! Вот она! Она рядом, только протяни руку! Как близко мамино бьющееся сердечко, как приятно пахнет молочко, как ровно дыхание мамы, которое успокаивает и усыпляет самого неугомонного малыша! Ребенок знает, что он никогда не встретит отказа. И спать он ложится тоже с матерью. Он всегда спокоен, он всегда рядом с мамой.
Другое дело маленький европеец. Еще пару лет назад, современные мамы подчинялись указаниям своих врачей-педиатров: кормить по времени, делать ночные перерывы, класть малыша в свою кроватку, оставлять в манежах! Получалось так, что современная мать-европейка хоть и любит своего новорожденного кроху, но не очень-то балует. В каждом доме похожая картина воспитания и кормлений - малыш лежит в кроватке, смотрит в потолок, кормят его строго по часам, мама постоянно чем-то занята. Хорошо еще, если кто-то из родных заинтересуется малышом. А если нет бабушек, помощников? Проблема фигуры для европейских мам имела тоже немаловажное значение. Что будет после длительного кормления с грудью? Вот поэтому они и старались поскорее перевести ребенка на искусственное вскармливание. Еще в 1956г Марсель Же Бер пришла к выводу, что именно близкое и постоянно общение с матерью, новые впечатления, чувство безопасности в период новорожденности и раннем возрасте, маленький африканец получает в избытке, европейскому же малышу этого явно не хватает. Вот он и отстает в развитии.
Остается только пожелать, чтобы современные мамы прислушивались к своему внутреннему голосу, чтобы у них не возникало проблем отказа от грудного вскармливания по советам недоброжелателей, некомпетентных врачей в роддоме или больнице. Старайтесь сделать все для своего крохи, для его внутреннего спокойствия, нормального психического и физического развития. И даже, если у вас по каким либо причинам не наладилось грудное вскармливание, не расстраивайтесь, а постарайтесь быть с крохой вместе, чтобы он постоянно чувствовал вашу поддержку, ласку и любовь!
Именно события первого года жизни формируют у ребенка “основы доверия” в отношении внешнего мира, некоторую внутреннюю убежденность, что он пришел в мир, который его ждал, который ему рад, который для него уютен, добр и которому поэтому ребенок может быть открыт.
Автор: Скляренко Э.О.
Источник: http://www.uaua.info |