На главнуюНа главную
Здоровье
Питание ребенка
Развитие ребенка
Служба 09
Воспитание
Будущей маме
Народная медицина


В РУБРИКЕ
Здоровье
Массаж для детей
Детские болезни
Психология
Первая помощь при неотложных случаях
Закаливание, плавание, гимнастика
Список детских медучреждений
Полезно знать
 ПОИСК
   
 НОВОСТИ
Прерывание беременности подобно теракту 23 Апреля, 2009, 15:30

Хотите шикарно выглядеть? Откажитесь от оральных контрацептивов 23 Апреля, 2009, 15:29

Кормление грудью защищает сердце мамы 23 Апреля, 2009, 15:27

Хромосомы влияют на репродуктивную функцию мужчины 23 Апреля, 2009, 15:25

Лекарства от эпилепсии у беременных влияют на интеллект детей 23 Апреля, 2009, 15:23

Возраст первого сексуального опыта передается по наследству 3 Апреля, 2009, 16:38

Лента новостей
Новости заголовками
 РЕКЛАМА

 СТАТИСТИКА



Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100 Service Rambler's Top100

Яндекс цитирования

Женский портал, женских каталог, все для женщин!

 НАША КНОПКА

BabyHelp - в помощь родителям!
Код кнопки
Наши партнеры
 
 
версия для печати

Здоровье :: Детские болезни

Нервные расстойства у дошкольников15 Июля, 2004, 05:45

Причины

Вопреки мнению, что детские слезы и страхи - результат капризов, распущенности и "потакания" взрослых, у детей довольно слабые нервы и расстройства нервной системы у них случаются намного чаще, чем это представляют себе родители. Частая причина нервных срывов - психологическая неготовность ребенка к какому-либо событию. Конечно, основная вина в этом лежит на родителях.

Психологическая неподготовленность к смене жизненного стереотипа может стать причиной нервной травмы даже в таком простом деле, как поступление малыша в детсад. Перестройка сформировавшихся привычек, особенно у впечатлительных и избалованных детей, проходит очень остро. В детском саду ребенок нередко попадает в сложные и непонятные поначалу межличностные отношения, не может сразу приспособиться к жизни в коллективе, влиться в него, и остается в одиночестве. Плохие отношения со сверстниками ведут (в зависимости от типа нервной системы) либо к подавленности, тревожности, пассивности, плаксивости, либо к агрессивности и озлобленности.

Особенно бережного отношения требуют дети с наследственной отягощенностью, а также перенесшие родовую травму, длительные заболевания внутренних органов, например: хроническую пневмонию, ревматизм, длительные болезни желудочно-кишечного тракта и т. д. Длительное соматическое заболевание ослабляет компенсаторные свойства организма, истощает центральную нервную систему, в результате чего снижается порог чувствительности, и даже незначительная психическая травма может стать сверхсильной, привести к нервному срыву.

Признаки заболевания

Нервные расстройства у дошкольников имеют ряд характерных признаков, отличающих их от неврозов у старших детей и взрослых. И самый главный признак - в клинической картине заболевания доминирует, как правило, какой-то один ведущий симптом, например, расстройство речи, мочевыделительной функции, аппетита, сна и т. д. В научной литературе эти нервные заболевания так и назвали моносимптоматическими, т. е. односимптомными. И хотя наряду с основным, ведущим симптомом у ребенка наблюдаются раздражительность, вспыльчивость, капризность, плаксивость, повышенная утомляемость, различные страхи, а то и агрессивность, все эти дополнительные симптомы играют, как правило, второстепенную роль, служат как бы фоном основного невротического расстройства.

Очень часто нервные заболевания у дошкольников сопровождаются также вегетативными нарушениями.

Дети при малейшем напряжении бледнеют или краснеют, обливаются потом, их бросает в жар или холод, тело пронизывает мелкая дрожь, иногда встают "дыбом" волосы, появляется гусиная кожа, порой наблюдаются неожиданные подскоки температуры тела. Происходит это в основном вследствие функциональной незрелости высших отделов центральной нервной системы. В результате срыва высшей нервной деятельности подкорковые вегетативные механизмы легко высвобождаются из-под контроля коры, начинают "шалить", действовать невпопад.

Развитие заболевания

Для психоневрологии все более характерным становится динамический подход к изучению клинических закономерностей нервных заболеваний. В настоящее время выделяют три основных этапа динамики невротического расстройства: реакция - состояние - развитие.

Поясним нашу мысль на конкретном примере, взятом из практики. Мальчика трех лет испугал пьяный отец, который на его глазах ударил мать. Под влиянием сильного испуга у ребенка произошел нервный срыв, появились тики. Налицо невротическая реакция.

В дальнейшем (отец продолжал пьянствовать и дебоширить) тики у мальчика закрепились, стали проявляться в любой травмирующей ситуации, во время волнения, психического напряжения, даже при чтении стихотворения в детском саду, при разговоре со сверстниками и воспитателем, позже - и при разговоре с матерью, еще через какое-то время - и в спокойном положении, даже в одиночестве, в общем, стали постоянными. Заболевание перешло на следующий динамический этап - состояние.

Естественно, напрашивается вопрос: как происходит переход от одного этапа к другому, в частности от реакции к состоянию?

Одним из основных механизмов подобного перехода является механизм упрочения, фиксации патологической условной связи, т. е. условнорефлекторный механизм. Он характеризуется образованием в мозгу своеобразного застойного очага, больного пункта, который оказывает болезненное воздействие на деятельность всей коры головного мозга, всей высшей нервной деятельности, нарушает согласованность ее работы. Постепенно все психотравмирующие ситуации начинают идти по проторенной дорожке, как бы замыкаясь в болезненном очаге. В результате развивается невротическое состояние, которое в зависимости от локализации больного пункта приобретает те или иные формы (например, заикание, анорексия, энурез и т. д.).

В научной литературе описан случай (А. М. Свядощ), когда молодая девушка совершенно не могла находиться в сосновом бору, запах хвои вызывал у нее неукротимую рвоту. Долго не могли понять, в чем дело. Пришлось основательно разобрать буквально по косточкам всю ее жизнь, начиная с младенчества. И выяснилось, что в раннем детстве во время похорон девочку заставили поцеловать умершего деда. Она очень боялась это сделать, и после поцелуя ее вырвало. Вокруг гроба, особенно в изголовье стояли хвойные венки. В результате случайная связь "испуг - запах хвои - рвотная реакция". Закрепилась (образовался тот самый "застойный очаг"- "больной пункт"), причем закрепилась настолько прочно, что сохранялась долгие годы. И разрушить эту связь удалось лишь гипнотическим путем. Здесь возникает еще один вопрос; почему примерно одни и те же причины (острый испуг или длительная травма) вызывают у детей самые различные заболевания, почему в каждом конкретном случае болезненные очаги локализуются по-разному?

Другим наиболее часто встречающимся механизмом перехода невротической реакции в состояние является механизм условной желательности или приятности. Суть его в том, что болезненные реакции или формы поведения, сопровождающиеся положительной эмоциональной окраской, легко закрепляются, становятся чрезвычайно прочными и склонными к рецидивированию (повторению). К примеру, ребенок никак не может приспособиться к детскому саду: не приживается в коллективе, его обижают, смеются над ним. И вот однажды утром перед выходом у него развилась рвота - съел что-то недоброкачественное. Родители держат его три дня дома, лечат. Ребенок, в общем-то, доволен: не надо посещать детский сад, с которым связано столько неприятного. И когда ему объявляют утром, что его сегодня поведут в сад, у него "вдруг" повторяется рвота, его опять оставляют дома, а на следующий раз... Болезнь закрепилась у малыша по механизму условной желательности. Внезапное настоящее расстройство пищеварения с настоящей рвотой принесло и настоящую радость; ни надо идти в ненавистный детсад. В головном мозге ребенка образовалась сложная условнорефлекторная связь: рвота - радость. И рвота стала возникать вновь и вновь по "велению" этого нервно-психического комплекса.

Третий этап динамики невротического процесса - развитие - протекает в более старшем возрасте, младшем школьном и подростковом. В любом случае закрепившееся нервно-психическое расстройство опасно тем, что оно ведет к болезненному (невротическому) развитию личности.

Поэтому обязательно следите за поведением вашего ребенка. Желательно даже вести дневник, в который записывать его действия в течение дня и ваши размышления по этому поводу. Со временем вы сами поймете, что дневник - очень хороший метод наблюдения за ребенком. Особое внимание обратите на слезы, капризы, страхи, рвоты и так далее. Все это даст вам возможность своевременно обнаружить "неполадки" в нервной системе ребенка и уничтожить их в самом зародыше. Ведь любую болезнь легче предупредить, чем лечить.


Внимание! Информация, представленная на сайте, не является единственным верным источником. Прежде чем слепо следовать рекомендациям - посоветуйтесь со специалистом. Представленная информация не может быть предметом для принятия окончательного решения или поводом к действию. Выбор окончательного решения целиком зависит от вас.
Не забывайте: каждый ребенок уникален и общие рецепты, верные для среднего обычного ребенка, могут отличаться или даже совсем не подходить вашему ребенку. Поэтому следует иметь голову на плечах и всегда советоваться с врачом, даже в отношении проверенных средств.
Справочная информация представленная на сайте получена методом анонимного опроса родителей и являеться отражением их мнений и оценок, которые не обязательно совпадают с мнением и точкой зрения организаторов сайта.



Хостинг и сопровождение сайта:  NEWSITE.COM.UA 
Все права защищены © 2003 - 2005 "BABYHELP". Реклама на сайте. Эл. почта: info@babyhelp.kiev.ua